Победа будет за нами

Здоровый образ жизни

Статьи и заметки


Жажда признания.


Жажда признания.
Анекдот в тему:
Два года я с ней жил, все было хорошо.
Но потом начались эти капризы: “Ну скажи как тебя зовут?”



В основе истерического психоза с его яркой, причудливой, особой симптоматикой находится механизм вытеснения неприемлемых для человека переживаний, "уход в болезнь". Вместе с тем нельзя понять в полной мере причину истерических расстройств, не попытавшись ответить на главный в медицине вопрос: "Существует ли предрасположенность к этим заболеваниям? У каких людей возможны подобные нарушения?"

Истерические изменения в виде психоза встречаются у детей и взрослых с особым личностным складом. Главная особенность этих людей - жажда признания, стремление быть в центре событий, "на виду", привлечь к себе внимание. Остальные типичные для истерии черты - производное от основной особенности: желание представить себя значительным, интересным человеком, неуемное фантазирование, нарочитость, театральность и демонстративность в высказываниях, поведении, манерах.

Для истеричных людей характерны изменчивость настроения, страсть к преувеличению, живость и яркая окраска всех переживаний, повышенная внушаемость. Они испытывают резко выраженную симпатию или антипатию к другим людям, отличаются эгоизмом и лживостью. Бегство в мир грез от "жестокой, грубой действительности" свидетельствует о слабости нервной системы.

Уже в дошкольном возрасте они не выносят, если хвалят кого-то, а не их, недоброжелательно относятся к успехам других детей, любят командовать. Такие дети отличаются капризностью, колебаниями настроения, склонностью к выдумкам. Их фантазии адресованы сверстникам и взрослым, в них мастерски повествуется о вымышленных путешествиях, мнимых покупках, интересных знакомых, высоком служебном положении родителей.

В более позднем возрасте нередки конфликты с ребятами из-за стремления детей с истероидными чертами к первенству, пренебрежению к интересам коллектива, постоянному вранью. Ложь, наговоры, желание опорочить других - источник напряжения и ссор в классе, спортивной секции, дома - везде, где находятся дети-истерики. В школьном возрасте у детей с истероидными особенностями часто возникают невротические расстройства из-за непризнания их исключительности, ущемленного самолюбия, неприемлемости учебных нагрузок.

Истерические нарушения развиваются по механизму "условной желательности" заболевания. В этой "воле к болезни" проявляется неосознанная, своеобразная защита личности от невыносимых для нее требований, поэтому у слабоуспевающих учащихся появляются припадки, чувство удушья, сердцебиение и головные боли, которые избавляют их в некоторых случаях от посещения школы. Поэтому девочка, стремящаяся к показухе, рисовке, может упасть в обморок для того, чтобы привлечь внимание окружающих к собственной персоне. Она всячески будет демонстрировать окружающим слабость, хрупкость, неординарность и утонченность своей натуры. Тот же механизм развития у истериков астазии-абазии (невозможности стоять и ходить), афонии (потери голоса), утраты чувствительности в конечностях, преходящего косоглазия, дрожания, тиков, судорожных припадков и даже параличей.

Бывает еще элективный (избирательный) мутизм, который чаще отмечается у младших школьников. При этом состоянии дети не отвечают на вопросы в определенных условиях - они могут молчать в классе, не общаться со сверстниками в школе, но говорить дома. Часто такие дети выполняют только письменные задания, но никогда учительница не слышит от них устных ответов. Иногда избирательная немота впервые появляется у ребенка с приходом в детский сад или в школу.

Молчание предохраняет этих детей от нежелательного для них речевого общения. Истерический мутизм у детей преодолевается медленно, с трудом, при щадящем, разумном отношении родителей и педагогов.

Подростки, желая приобрести репутацию продвинутого парня, участвуют в веселых компаниях, совершают асоциальные действия - пьют, воруют, употребляют наркотические вещества. В основе такого поведения - претензии на лидерство, собственную исключительность и неординарность. С этой же целью они искусно придумывают различные истории, в которых занимают центральное, выдающееся место, вызывают поклонение толпы. Ребята повествуют о беспредельной любви к себе, покровительстве со стороны важных персон - знакомых, артистов, спортсменов, начальников. Своими фантазиями подростки могут ввести в заблуждение своих сверстников. Душещипательные истории, мифы, легенды подростков всегда преследуют одну цель - повысить собственный рейтинг. Некоторые врачи "творчество" истероидных личностей называют "косметической ложью".

При возникновении трудностей, угрозе разоблачения или наказания подростки могут прибегнуть даже к демонстративным попыткам самоубийства. При явной нарочитости этих действий, их шантажном характере возможен и трагический исход, если подростки допустят "ошибку в расчетах".

Различные истерические изменения у детей наблюдаются чаще, чем у взрослых. Незрелость детской психики, подсознательное стремление казаться слабым, искать покровительства - благодатная почва для развития истерии. Несравненно чаще, чем у мужчин (и мальчиков), истерические нарушения отмечаются у женщин. Причина этого - в типе нервной системы (женщины более эмоциональны, чувствительны, ранимы) и в особенностях воспитания девочек. Девочек больше жалеют, щадят, ласкают, поэтому истерические реакции у них чаще фиксируются. Мальчик, который добивается желаемого с помощью слез и капризов, вызывает у сверстников пренебрежение и насмешки. Девочка же своей мягкостью, слабостью, показной беспомощностью вызывает сочувствие, бережное и щадящее отношение. Более того, многим мальчикам нравится чувствовать себя сильным, могучим парнем рядом со слабой, чувствительной, неуверенной подругой. Нервная девушка, понимая, в чем состоит ее обаяние, со временем становится все более изобретательной в своих истерических проявлениях.

Истеричным субъектам свойственна чрезмерная внушаемость. Они легко подвержены внешнему влиянию и являются прекрасной средой для распространения различных идей - мировоззренческих, религиозных, узкогрупповых. Повышенной внушаемостью истериков объясняются периодически возникающие проявления массовой истерии. Ранее, во времена средневековья, это было широко известное кликушество. При этом целые поселки одновременно (разумеется, по внушению какого-то религиозного фанатика) могли "видеть" на дне колодца лик святого или "наблюдать" сошествие небожителя на Землю. В настоящее время массовая истерия не ушла в небытие. Известны случаи группового мнимого отравления, коллективного поражения непонятной болезнью, заражения новой фантастической идеей - особыми диетами, экзотическими способами оздоровления, поисками секретов долголетия.

Свойственные истероидным субъектам яркая эмоциональность, выразительность, склонность к рисовке, красочному, сочному рассказу делает нередко этих людей душой компании. Они - прекрасные ораторы, способные загипнотизировать аудиторию, увлечь других определенным учением или новаторским начинанием. Подчас их шумная, бурная, с надрывом деятельность заметно утомляет и раздражает окружающих, как и их скандальная репутация. Во всяком случае, истерики - это личности, которые не теряются в обществе, они всегда на виду.

Итак, самые разнообразные истерические проявления берут свое начало в детстве. Если ребенку-истерику не дают того, что он требует, или не выполняют его желания, он может рыдать, топать ногами, упасть на пол, выгибаться дугой. Чем больше вокруг зрителей и суеты среди присутствующих, тем более красочный и бурный характер приобретают истерические проявления. Позже ребенок может давать подобные реакции, чтобы не готовить дома уроков, чтобы уйти от заслуженного наказания. Если путем каприза, истерики, "нервов" ребенок добивается того, что хочет, то истерические проявления быстро закрепляются и становятся привычной формой реагирования на любые трудности. Из-за жалости к нервному ребенку родители спешат удовлетворить любое его требование, тем самым фиксируя его внимание на болезненных реакциях. Когда ребенок станет взрослым, этот механизм истерического реагирования может проснуться при возникновении жизненных проблем (бытовых, семейных, производственных).

Родителям, наверное, понятна роль окружения в формировании характера детей. Появлению истероидных особенностей способствует воспитание ребенка как кумира семьи. В таких семьях жизнь взрослых всецело подчинена интересам ребенка. Его постоянно захваливают, ласкают, подчеркивают превосходство над сверстниками и всячески ограждают от соприкосновения с возможными житейскими неурядицами. В ущерб интеллектуальным потребностям культивируется интерес к нарядной одежде, бижутерии и прочим внешним аксессуарам. В подобных случаях неоправданно часто, с подчеркнутым вниманием родители интересуются здоровьем ребенка, тем самым фиксируя его внимание на собственных малозначащих ощущениях.

Воспитание, в частности семейное, имеет большое значение в становлении личностных особенностей ребенка. Но среда не играет исключительной роли в формировании характера. Известно большое число конституциональных деформаций характера, когда ребенок наследует далеко не лучшие черты папы или мамы, дяди или тети. Понятно, что при такой биологической запрограммированности характера даже безупречное воспитание неспособно исправить ошибку природы.

Copyright © 3dorowo.ru 2014-07-22






Пасха - главный христианский праздник.


Калькулятор биоритмов


Спокойствие, только спокойствие. Начинаем счастливую жизнь без нервов.


Что такое биоритмы человека?


Частый стресс - проблема не имеющая дна.


Продукты, способствующие появлению депрессии.



Добавить комментарий


^